пятница, 25 октября 2013 г.

Отчет о ММБ-2013-осень

Время финиша: DNF
Подсчёт километража: чуть больше 120 км
Итоговое место: Сход или выход за КВ этапа ПФ2 - Финиш

И снова здравствуйте! Октябрь сменился на ноябрь, а два дня на три. Подготовка к данному маршброску была самой сумбурной за все годы, потому что хоть я и задумывал на него пойти ещё давно, но в последние две-три недели в жизни начался какой-то ад и нормальной подготовки не получилось и был реальный шанс не поехать вообще.

Что же, господа, поехали.
Глава 0. Пролог и подготовка

Изменение формата мероприятия заставляет задуматься о корректировки тактики и выбора снаряжения.
После недолгих раздумий и ещё быстрых сборов получился следующий набор снаряжения:
Общее:
- рюкзак deuter futura 24 SL – 1,5 кг
- палатка tramp sputnik - 1 кг
- спальник sivera гарип 0 - 0,7 кг
- пенка 3 мм – 0,2 кг
- небольшой фонарь blackdiamond
- ложка-лож, миска, кружка
- армейский алюминиевый канчик, сортирка, бичевая веревка

Одежда:
- сиверовский комплект Ватола П, сиверовский Гамаюн, тонкая флиска, три пары белых носок
- счастливая ММБшная бандана
- перчатки рабочие
- термобелье

Обувь, ноги:
- кроссовки дырявые со всесторонним дренажом
- гамаши
- неопрен 3 мм, вазилин
- термоноски
- носки лайкровые короткие, по паре на каждый день

Закупка еды была какой-то чрезмерно огромной, так как бралась с расчетом на двух человек и ещё немного, поэтому писать все не буду, дабы не шокировать - еды было ооочень много, а приведу лишь раскладку эффективную, то есть съеденную мной.

- тушенка, 3 банки по 338 грамм.
- гречка порционная, пакетированная по 100 грамм, 3 пакетика
- пряники тульские, 4 штуки, часть доехала до дома
- вода 1250 грамм
- элеутерококка экстракт жидкий, 1 пузырек, половина вернулась
- спиртовой раствор с лимонами и прочими присадками крепостью около 45 градусов, 500 грамм, половина вернулась
Итог по еде: полезного веса получилось около 4 кг, плюс ещё пара кг, которые отдал сливавшемуся товарищу. Рюкзак на старте не взвешивал.

Немного о моей доморощенной тактике:

Во-первых, из-за двух промфинишей однозначно становятся важными моменты отдыха и комфорта на точках. Поэтому без колебаний берётся палатка, в ней все-таки теплее и не будет продувать в случае чего. Модель tramp sputnik, вес около 1 кг, тент/дно 8к/10к, однослойная-парник, но при этом двушка, без дуг. Как показала практика, сия палатка подтвердила предположение о парнике и, видимо, должна использоваться там где воздух сухой, но идут сильные дожди.

Во-вторых, вопрос, что делать с ногами, в частности стопами при такой нагрузке. В предыдущие года с утра не мог заставить себя влезть в ледяной неопреновый носок, забитый грязью даже внутри - чистить с вечера сил не было. Второй день ходил в комбинации обычный льняной (2012-осень - трекносок) + термоносок. Про вазелин, конечно, не забываем. ;) В этот раз воспользовался советом ОтМорозков про лайкровый носок между стопой и неопреном. Ощущения оказались просто фантастическими - так комфортно в неопрене ни разу не было, даже на следующий день. Утром для чистки неопрена внутри использовались остатки горячей воды с завтрака. Одевать теплый и относительно чистый неопрен весьма здорово. ;)

В-третьих, идея с нормальными завтраками-ужинами оказалась очень здравой. Самочувствие на дистанции было хорошее и почти все время я был полон сил. ;)

Глава 1. Пятничный вечер и субботний разогрев

Заезд решил делать в пятницу, поскольку из родного Одинцово пришлось бы выезжать очень уж рано, а не выспаться перед ММБ это весьма сильно снизить успех прохождения и получения удовольствия. Пятница вышла какой-то очень растянутой во времени и забитой делами, причем у моего товарища Василия (команда "Оборудован Клювом") тоже. Из-за этого поехали на несколько электричек позже, чем планировалось изначально. В электричке вели обсуждения обо всем на свете под пиво, перед выход попытались распихать большой пакет с едой в Васин рюкзак, но получилось не полностью. В попутчиках у нас был ещё товарищ Александр (команда "Новатор"), участвовавший вне зачета, из центральной секции нашего турклуба, который шел на ММБ первый раз.

Выгрузились мы на станции Арсаки около 23 часов. Пропустив всех вперед, мы вспомнили, что из нас ни у кого нет карты как дойти до старта и пошли догонять народ. Ввиду того, что мы все ходим достаточно быстро народ мы обогнали достаточно быстро и сели на хвост некой бодро шагающей женщине, которая в какой-то момент свернула не туда и мы в итоге уперлись в лес. Разобрались, вернулись, дошли до старта. На старте в темноте было не очень понятно сколько народа уже приехало, по моим ощущениям около половины участников. После ужина у костра, бутылочки коньяка и задушевных бесед, мы завалились спать около половины четвертого утра. Проснулись мы перед приходом волны с электрички 6:35 с Ярославского, неспешно собрались и выдвинулись на дистанцию около половины одиннадцатого.
Отдельно стоит сделать отступление по поводу палатки tramp sputnik. Палатка восхитительная: всего килограмм, на двоих, внутреннего пространства после растягивания много. Из минусов потребность либо в трек-палках, либо в деревьях, чтобы растянуть центральную ось, и количество конденсата, образовывавшегося за ночь - на последнем проме, после двух ночевок, в палатке были небольшие лужицы, правда, они без труда выливались. ;)

Итак, вышли на дистанцию. Без вариантно было взятие 1-4 КП, потом решили забить на северную часть и брать побольше юга, но случайно по тропам вышли на 5-е, в итоге дальше до моста брали так: 6-8-11-15-16-12-13-10. Перед 16 КП окончательно потеряли Александра из виду, позже выяснилось, что надоело за нами бегать. На азимуталке вдоль удачно расположенных широтных кабаньих троп между 16 и 12 КП начались былинные сказания у Василия - оторвалась подошва ботинка, потом удар ветки оставил его без одного стеклышка в очках. Первая помощь обуви, безрезультатные поиски коричневатого стеклышка и мокрой опавшей листве... Кстати, отчет Василия. Идем дальше. На 13 КП я оставил Василия перевязывать ботинки бичевой веревкой и пошел дальше с другими знакомыми - Ильей и Надей, (команда "Без колебаний"). Так же на 13 КП пересекся с Дашкой (команда "Брынза с арбузом"), Асей (команда "Похъёла") и Петей (команда "абырвалг", вне зачета, отчет). К слову, на первой части этапа было встречено какое-то огромное количество знакомых - около 20 человек, что весьма радовало
С "Без колебаниями" перешел на южный сектор карты. К юго западу от 18 КП, в конце исчезающей просеки, нас догнал какой-то дяденька, за что ему огромное спасибо! Его уверенность в направлении помогла вспомнить, что я тоже умею держать компас дрожащими руками правильно и неплохо ориентироваться. ;) С ним взяли 20 и 21 КП и пошли на 24 КП, с выходом по азимуту на дамбу перед промфинишем.

В итоге успешно промфинишировал, собрав 15 из 26 КП в 20:07. Стали организовывать бивуак. Спасибо организаторам дистанции - в этот раз потребности в не взятой горелке на дистанции не было вообще! Отдельное спасибо людям, согласившимся уничтожить часть избыточной раскладки. ;) К вечеру подтянулся Василий и Дашка с ребятами. Плотно поужинав и выпив первые десятки грамм спиртового раствора для крепкого сна, отошли, собственно, ко сну. Часа в три ночи.

Глава 2. Воскресные былины или ПФ1-ПФ2.

Утро второго дня началось также неспешно как и предыдущее, старт также в половину одиннадцатого. Вышел на дистанцию один, остальные уже стартовали. Василий с оторванной подошвой ботинка остался ремонтироваться и сливаться домой, забрав лишнюю раскладку с собой. Дальше был прекрасный день и поскольку ходил один, то не было потребности контролировать свою скорость - в результате почти полностью (без 4 часов штрафов, разрешенных к пропуску кп) собранная рогейновская гроздь: КП 27-28-32-31. На 31 оставил рюкзак и решил сделать обход 30-37-34-38, далеко не оптимальный вариант, но этот кусок я почти весь пробежал. Вернувшись на 31 встретил совершенно замечательную пару ребят из Перово-Спелео (Егор и Ксюша, у которой в понедельник должен был быть день рождения), которые думали, что они на 35 кп. Разъяснив их ошибку отправились дальше вместе: 35-39-42-43-41. Особенно запомнился 42 КП - разлив реки пару десятков метров шириной и глубиной до колена-бедра с набросанными бревнами и досками, по которым можно перейти. На 41 мы были в 17:00, смеркалось и решено было втопить от души. Быстро взяв 44 и 45 мы подошли к 46, непредусмотрительно бросив рюкзаки недалеко от моста. Он оказался пошаговым. Ну что, я первый раз иду без штрафов за этап, надо брать все оставшиеся. Идем брать. Взяли, отдыхаем. Время уже около восьми вечера и я прощаюсь с надеждами дойти до финиша до полуночи. Стало дождливо и холодно. Решаем забить-таки на 47, 48 и двигать через асфальт к 49. Выходим, идем по разбитой, размешанной в хлам и заваленной бревнами просеке-лэп на запад, в сторону Новопареево. И тут случается былинное сказание один: при вытаскивании ноги из грязи с хрустом отрывается подошва правого кроссовка...
Делаю перевязку кроссовку и понимаю, что на 49 я уже не иду. Даю отмашку ребятам, что могут идти дальше без меня, так сразу становится ясно, что быстро идти я не смогу, не рискуя потерять обувь окончательно. Народ проявил солидарность, за что им отдельное спасибо, и теперь думаем о взятии пятидесятых кп на этапе.
Проходили через Фряново за пять минут до закрытия магазина на автобусной остановке - незапланированный привал! ;) Отдохнули и стали топать дальше.

Небольшая ремарка по поводу некоторых участников, так как наблюдал весьма неприятную картину во время незапланированного привала возле магазина во Фряново. На конечной автобусной остановке тусовалось некоторое количество таксистов и бомбил, услугами которых при мне воспользовалось несколько участников ММБ. Ладно бы народ сливался и ехал домой, так они были замечены на втором проме, и возможно, даже дошли до финиша. Это является прямым нарушением положения и такие участники должны быть дисквалифицированы. Я призываю участников в будущем, если вы уж пользуетесь транспортом, то будьте честны и езжайте домой, а не на пром или финиш, не отнимайте значки у тех, кто их честно заслужил.

В какой-то момент на перегоне до Маврино Егор отдал свои трек-палки, за что ему огромное спасибо - в некоторые моменты они очень сильно выручали. Так же перегон до Маврино запомнился прекрасным ровным асфальтом до конца Головино, а дальше ровнехоньким сухим грейдом - по-настоящему улучшенная грунтовая дорога. ;) Дорога на запад за Маврино началась с огромной лужи глубиной до колена, а в лесу мне вспомнился ММБ-2012-осень - несколько типов глин разной степени вязкости. Вот где понадобились трек-палки! Дабы окончательно не отрывать подошву у кроссовка они использовались для вытаскивания ноги из особо засасывающей грязюки по принципу рычага - засовывается две палки под подошву и вуаля, нога показывается на поверхность. ;)

51 КП с очаровательной легендой "Между двух яблонь под сенью шести дубов в поле" (нужно сделать конкурс зрительских симпатий на лучшие привязки к контрольным пунктам;)) мы взяли в час ночи, то есть можно представить нашу невероятную скорость, если мы в 20 с небольшим выходили с 46 КП. Если раньше темп задавал я, то теперь я неспешно иду в конце, стараясь не потерять кроссовок окончательно. Устал, да и действие выпитого днем элеутерококка, видимо, стало заканчиваться. Уже уставшие около трех ночи взяли 52 КП. Смутило наличие троп сразу после ручья, сунулись туда, но неудачно, и брали это КП с юга по просеке.

"На пром, на пром, ура!" - проносились тени мыслей в голове... В какой-то момент случилось былинное сказание номер два: с хрустом оторвалась подошва на левом кроссовке и жизнь заиграла совсем другими красками. ;) В итоге, на ПФ2 я сдал карточку в 4:25. Пока ждал Дашку с рюкзаком, которая проявила милосердие и решила составить компанию в моей холодной и мокрой палатке, отпаивался самым лучшим и прекрасным кардкаде на свете - с судейского костра. Спасибо огромное волонтерами и оргам, за то, что активные точки живут круглосуточно - и за чай, и за кипяток, и за реп шнур для лечения кроссовок. Правда, после еды я немного запутался в волчатнике, когда искал место под палатку. Два квадратных метра я нашел в 40 метрах от судейского костра, вроде за пределами огороженной территории. Отбой у меня случился в 6:30. Доброго утра, ММБ.

Глава 3. Понедельник день тяжелый или слив с чувством собственного достоинства.

Проснулись мы с Дашкой от криков "Старт!" и "Ура!". Все-таки с противоположенным полом спать хорошо - тепло и уютно. Как объясняют это люди шарящие в биологии, в такие моменты непроизвольно запускаются всякие гормональные процессы, которые в той или иной степени увеличивают выделение тепла у обоих участников. Ещё около часа-полутора просыпались, периодически будя друг друга. Памятуя о своих кроссовках, дозвонился до Пети, у которого были две пары обуви - треки и кроссовки на лагерь. После показа моих кроссовок Пётр сжалился и отдал мне свои мокрые треки (повезло, что размеры были одинаковые).
Что случается с кроссовками после четырех МаршБросков.
Аминь.
Кроссовки были утилизированы на промфинише-2, хотя было желание взять эти два комка глины и посмотреть, что от них осталось бы после отмывки, но не судьба.

Потихоньку мы все собрались, шестеро: я, Дашка, Ася, Петя, Егор и Ксюша. Вышли с пф где-то в час дня, что было весьма поздним стартом. Решили идти по асфальту до каких-нибудь линейных кп и заруливать на финиш. Но на подходе к Огуднево мы с Дашкой сначала упустили Асю с Петей, а потом и Егора с Ксюшей. За предыдущий день в разбитых кроссовках и неопрене я каким-то образом умудрился натереть сильные мозоли, которые предопределили исход дня. До сих пор остался вопрос, чем же я натёр, если даже неопрен сильно протерся напротив мозолей? У Дашки была такая же ситуация с мозолями... Дойдя до магазина и автобусной остановки после долгих колебаний принял решение сливаться и после недолгих колебаний Дашка ко мне присоединилась.
Сели в автобус, доехали до остановки Гребнево. Там с нами вышел ещё один сливавшийся товарищ и вместе весело и приятно, под вкусные бутерброды с брауншвейгской колбасой и адыгейским копченым сыром с тархуном мы доехали до Москвы.

Глава 4. Эпилог

Итогами мероприятия остался очень доволен по нескольким причинам и уезжал с чувством достоинства и без глупой обиды и сожаления. Наконец-то подобрал для себя раскладку, при которой постоянно есть силы и вкусное питание. Понял, что могу бегать на ММБ в одиночку. Жаль лишь, что кроссовки не вовремя самоликвидировались - не продержались всего сутки ходьбы. Но это повод купить новые. ;) И ещё, порой, взамен значка приобретаешь что-то большее. ;)
Благодарности организаторам и волонтерам - просто низкий вам поклон за это действительно невероятное мероприятие!